30.07.2022    93

Ученые приблизились к разгадке возникновения герпеса

Фото: sruilk/Shutterstock.com

Вирус простого герпеса человека - пожизненная инфекция, передающаяся при оральном контакте. Он обычно проявляется характерными язвами на губах. После первичной инфекции вирус становится латентным в сенсорных нейронах. Вирус может реактивироваться при психологическом или физиологическом стрессе, что приводит к рецидивирующим поражениям губ.

Вирус простого герпеса можно найти у более четырех миллиардов человек в мире. Отсутствие древней ДНК вируса не позволяло исследователям проследить путь развития герпеса с момента, как люди покинули африканский континент. Первые генетические данные о герпесе были зафиксированы только в 1925 году.

Недавнее исследование ученых из Кембриджского университета установило историю современных вариантов вируса герпеса. Есть предположение, что варианты грибкового вируса зародились в бронзовом веке 4 500 лет назад.

Ученые изучили образцы ДНК за тысячелетний период из трех тысяч археологических раскопок. Только четыре образца содержали вирус герпеса. Самые древние останки были обнаружены в Уральских горах, чей возраст составил около 1500 лет. Чуть менее древние останки со следами герпеса были найдены в Кембридже, на берегу Рейна и в некоторых других местах. Анализ ДНК позволил выявить схожесть древнего герпеса и современных вариантов вируса, о чем пишет Science Advances.

Ученые предположили, что вирус распространялся во время миграции с пастбищ Евразии в Европу. Еще одна версия распространения заболевания связана с бронзовым веком и практикой романтических и сексуальных поцелуев, первое упоминание которых относится к Южной Азии как раз в бронзовом веке. Со временем поцелуи стали универсальным человеческим поведением, что увеличило и территорию, и скорость распространения герпеса.

Стоит отметить, что заболевание, вероятно, в некоторые периоды времени принимало форму эпидемии. Иначе, как можно объяснить указ римского императора Тиберия, который запрещал поцелуи на официальных собраниях, чтобы остановить распространение болезни.

Как правило, язвы на губах вызывают смущение и дискомфорт, но опасность герпеса состоит в том, что в сочетании с другими заболеваниями — например, сепсисом или даже COVID-19 — вирус может быть смертельным.

Ранее "Здоровые факты" писали про причину возникновения герпеса.