Психолого-педагогические аспекты организации питания дошкольников

Кто может рассказать, что думает младенец?
Кто может проследить те нити паутины,
По коим путь находит человечек -
В слезах слепой и одинокий -
От берегов таинственного мира
В наш мир, на землю, к свету дня?
Неизвестный автор
Цит. по В. Друмману. 1910.

Говорят, никто так хорошо не знает, интуитивно не чувствует своего ребенка, как родители. Родительская любовь и интуиция, традиции семейного воспитания дают ощущение того, что воспитание ребенка осуществляется в нужном направлении. Однако откуда же возникают проблемы в развитии? Почему малыш развивается так, а не иначе? Появляющиеся черты характера, склонности, предпочтения - это возрастные или индивидуальные особенности ребенка? Тысячи, десятки тысяч вопросов встают перед нами! 
Сегодня мы коснемся психолого-педагогических аспектов организации правильного питания детей дошкольного возраста, данных, которые могут служить ключом к предвидению и преодолению возможных трудностей.

Прежде всего, запомним:

- Питание малыша должно быть полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы (для дошкольников соотношение данных веществ составляет 1:1:3 

или 1:1:4; если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пища будет усваиваться плохо), минеральные вещества, витамины, воду.

- Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма (в течение дня пищу распределяют примерно так: 35-40% приходится на обед, 10-15% на полдник, остальное - равномерно, примерно по 25% на завтрак и ужин).

- Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

- Пища должна быть вкусной. Необходимо, чтобы ребенок ел с аппетитом.

- Для растущего детского организма вреден как недокорм, так и перекорм

Жалобы на плохой аппетит детей не столь редки. И перепуганные родители делают все, чтобы ребенок поел:

ЗАВТРАК
"В доме с утра
Снова игра:
Ложка стала лопаткой,
Мама - пилотом,
Дед - самолетом,
Бабушка - резвой лошадкой.
Кто, как умел,
Ржал и шумел
В тесной квартире нашей.
Лишь каша,
Которую Миша не съел,
Так и осталась кашей". 
С. Махотин [1]

Кроме того, в настоящее время чаще стали появляться случаи возникновения уже в дошкольном возрасте такой патологии, как ожирение, ведущей к пагубным изменениям в еще не сформировавшемся организме маленького ребенка.
Оставляя в стороне случаи, которые находятся в компетентности врача, можно с уверенностью сказать, что аппетит будет нормальный, а значит и физическое состояние ребенка в полном порядке, если следовать некоторым правилам:

1) Ребенок - существо социальное, потребности и интересы ребенка всегда связаны со взрослым. Образец отношения к той или иной стороне действительности, в частности к приему пищи, вкусовым предпочтениям, которые дает семья, обладает огромной силой. Полученные в психологических исследованиях данные Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б., Вераксы Н.Е. [2] свидетельствуют о том, что, для ребенка наиболее близким человеком, образцом для подражания, прежде всего выступает мать. С ней ребенок чаще общается, делится впечатлениями, ее больше, чем остальных членов семьи, слушается. Отцы в иерархии межличностных отношений ребенка в семье занимают второе место. Что касается бабушек и дедушек, то дети достаточно часто делятся впечатлениями, но вот слушаются только лишь в 3% случаев, зато в 50% - капризничают.
Поэтому "массированность" влияния матери и отца, результативность воспитания вкусовых привычек, как в сторону позитива (полезные для организма ребенка продукты), так и негатива (вредные для здоровья вкусовые пристрастия), намного будет превосходить влияния других взрослых: бабушек и дедушек, воспитателей, нянь, гувернеров. 
Малыши впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Поэтому если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, "что он ничего не ест, мало ест", "привередлив в еде", сами подают пример излишней, чрезмерной "разборчивости в пище" - это крайне отрицательно будет влиять на аппетит ребенка. Другие крайности: либо безмерное беспокойство взрослых, подчеркнутое внимание к тому, сколько съедено ребенком, убеждение, что надо съесть еще и еще, либо отсутствие должного контроля за приемом пищи, когда ребенок ест что хочет и сколько хочет - может привести к установлению таких условно-рефлекторных механизмов психической деятельности, которые приведут к гипертрофированно излишней потребности в пище, впоследствии ведущей к нарушению обмена веществ в организме ребенка.

2) Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное блюдо: "Я не хочу", "Не люблю", "Это для меня невкусно" или напротив, легко соглашаются с чрезмерным желанием ребенка принимать неоправданно большое количество пищи, уступая его капризам: "Я хочу еще булочки", "Я хочу много - премного картошки". 
Естественно, что новый, вводимый в рацион продукт или блюдо может вызвать данную реакцию. 
Также, когда ребенок невольно приучается переедать, в один прекрасный момент вы можете столкнуться с проблемой непомерного аппетита собственного дитя, капризами и упорством, которыми ребенок будет требовать себе пищу.
Но если вы проявите должный такт и терпение, возьмете за правило убеждать ребенка, объясняя необходимость, полезность разумного приема тех или иных продуктов питания, развивая его вкус к пище, осознанную мотивацию (почему надо принимать именно такое количество пищи), то во многом проблемы будут преодолены.

3) С психологической точки зрения, любое действие, поступок имеют мотив или причину. Попытайтесь осознать причину плохого аппетита или чрезмерного "увлечения" детьми едой.
Если малыш систематически отказывается от еды, аппетит его резко ухудшился - можно предположить недомогание. Переедание также свидетельствует о нездоровье. В этом случае потребуется консультация, вмешательство специалиста.
Если он отказывается от еды, потому что устал или расстроен чем-нибудь, подход будет иным (в психологии он назван "активное слушание", когда взрослый дает понять ребенку, что догадывается о его переживании (состоянии), "слышит его". Предложите помощь, озвучив чувство, состояние ребенка, объясните свои действия: "Ты устал, тебе сегодня трудно, я помогу тебе, давай покормлю" или предоставьте ребенку "отсрочку" в действии: "Не хочешь кушать, потому что устал (расстроен, рассержен), отдохни (успокойся, пусть пройдет обида), поешь позже". Чаще всего следствием в данном случае вашего мудрого, сдержанного поведения будет то, что ребенок "передумает" и начнет есть.
Часто жалобы на плохой аппетит не оправданы. Например, на завтрак ребенок получил достаточно калорийную пищу - в этом случае может быть перенос времени приема пищи. 
Давайте ребенку только то количество пищи, которое он охотно и без ущерба для здоровья съедает. Вредны уговоры, запугивания, обещания: "Если поешь (не будешь много есть) - куплю...", "Ешь, а то собачка съест", "Не будешь есть, не пойдешь на прогулку", а также отвлечения на игрушки, чтение книг, игры-забавы, используемые для того, чтобы ребенок съел всю порцию. 
Профессор А.А. Кисель писал: "Вполне здоровый ребенок отличается обычно хорошим аппетитом и съедает столько, сколько нужно для его возраста". Основным критерием того, достаточно ли ест ребенок или мало, является соответствие его весовых показателей росту.

4) Крайне отрицательно влияют на аппетит, формирование вкусовых привычек грубые ошибки, допускаемые родителями в процессе формирования культуры поведения ребенка за столом, например, "одергивания" типа: "не чавкай", "как ты держишь вилку?!", "не кроши", "у тебя не руки, а крюки" и т.д. Милые родители, а у вас самих возник бы аппетит, желание наслаждаться пищей в таких условиях? Дружелюбный тон общения, равно как вера в потенциальные возможности ребенка - вот условия успешного воспитания.

5) Несомненно, формированию должного аппетита способствует развитие навыков самостоятельности, культуры еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда, тем быстрее и без проблем он с ней справляется. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку, понимание того, что овладение данными навыками требует времени. Ловкость, аккуратность приходит не сразу. На третьем году ребенок должен научиться правильно и аккуратно пользоваться ложкой, салфеткой, на четвертом - вилкой, на пятом - можно пользоваться и ножом.

6) Если вы приучаете ребенка к полной, красивой сервировке стола: удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, к скатерти или салфеткам, то вы решаете одновременно задачу воспитания положительного отношения к еде.

7) Ребенок должен осознанно и эмоционально положительно относиться к процессу приема пищи. Осознанность и приятное предвкушение пищи "готовит" организм к тому, чтобы пища была усвоена с пользой. В связи с этим интересны такие приемы, как: загадывание детям загадок о продуктах, беседы-рассуждения, введение ребенка в проблемную ситуацию, в которой он должен сделать самостоятельный выбор.

ЗАГАДКИ
ПРОСТОКАШИНО 
"Загадки отгадать легко:
Дает корова... (молоко)
Из молока, всем ясно,
Мы получаем... (масло)
Отгадай загадку нашу:
Не испортишь маслом... (кашу)
Любимая и желанная 
Всем детям каша... (манная)
Всем детям рост обеспечивает
Черная каша...(гречневая)" 
О.Епифанова [3]

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ [4]

1. "Выбери правильные ответы и проверь себя.
Когда и где можно есть сладкое?
- На прогулке
- В постели перед сном
- В метро
- В театре
- За столом сразу после еды
- Когда смотришь телевизор
- В автобусе
- После обеда"

2. "Почему есть сладости в любое время, когда захочется, вредно?
- Может заболеть живот
- Будешь плохо расти
- Будешь чаще болеть
- Могут заболеть зубы
- Может испортиться аппетит".

3. "Как правильно вести себя за столом?
Выбери правильные ответы:
- Пить залпом
- Спешить
- Пользоваться салфеткой
- Класть в рот небольшие кусочки
- Не говорить с полным ртом
- Чавкать
- Объедаться
- Есть руками
- Накалывать на вилку целую котлету
- Пить медленно небольшими глотками
- Хорошо пережевывать пищу
- Есть пищу с удовольствием, потому что она полезна
- Сильно дуть на суп
Какие правила ты соблюдаешь, а какие нет? Почему?"

- Беседы - рассуждения после прочтения 2-ой главы из сказки А. А. Милна "Винни - Пух и все остальные"
"Помнишь, Винни Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику?
Что они ели?
Кто все это съел?
Что с ним стало?
Почему?" [5]
Полезно переедание или нет?
Как бы ты посоветовал вести себя медвежонку Пуху, когда он в следующий раз пойдет в гости к Кролику, чтобы он не попал в безысходное положение?

Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен.
Л.Н. Толстой писал о значении периода детства в развитии человека: "Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг". 
Родители хотят видеть свое дитя прежде всего здоровым. Питание детей - это главный компонент любой "здоровье - сберегающей" педагогики. Поэтому важно серьезно задуматься о правильно организованном питании без ущерба для физического и психического здоровья каждого ребенка.

Ольга Кокоткина, педагог-психолог


    Ваше мнение